ул. Восстания, 8Г
Граффити с Цоем
Портрет Виктора Цоя на стене трансформаторной подстанции между улицами Маяковского и Восстания — одно из самых долгоживущих в городе. Впервые оно появилось здесь в 2014 году и с тех пор успешно выдерживает набеги вандалов. Последний случай порчи городской достопримечательности после смерти Паши Техника. Его поклонники тогда наклеили поверх Цоя плакат своего кумира в маске обезьяны. Сейчас граффити восстановлено.
16-я линия ВО, д. 17
Чижик-Пыжик на Васильевском
Птичка на Васильевском проспекте появилась в 2004 году, через 10 лет после установки чижика на Фонтанке. Копию сделал реставратор птички, которую все время крали с насиженного места. Островского чижика тоже похищали четыре раза, последний раз в декабре прошлого года — но сейчас он опять сидит на брандмауэре.
ул. Фурштатская, 43
Дореволюционные адресные таблички
В июне 2025 года команда волонтеров собиралась отреставрировать адресную табличку на доходном доме по Фурштатской, 43. Сняв ее с арки над воротами, они обнаружили внизу еще одну табличку, гораздо более старую и поврежденную временем. После реставрации оба указателя вернутся на фасад — как шутят в ГЭНГЪ, получится маленький музей петербургских уличных табличек.
Загородный просп., д. 52
Зеркала и подъемные механизмы люстр Витебского вокзала
На Витебском вокзале даже несведущий в архитектуре человек сразу запомнит основные признаки модерна: асимметрия, огромные дверные проемы, растительный декор, изящное и вместе с тем пышное убранство. Огромные зеркала и люстры в зале ожидания на втором этаже — часть стиля. Люстр пять, все они отлиты из бронзы. Чтобы приводить их в порядок, по сей день используется столетний механизм, при помощи которого светильники на тросе опускаются вниз.
Александровский сад, Адмиралтейский пр.
Газовые фонари вокруг памятника Пржевальскому
Газовые фонари появились в Петербурге в 1839 году — по указу императора Александра I ими заменили масляное освещение. Уже через несколько лет вся столица по ночам озарялась голубым светом. В наше время работающие газовые фонари — редкость. Но можно увидеть их, например, вокруг памятника Николаю Пржевальскому в Александровском саду — именно здесь появились когда-то первые фонари, работающие от нового источника. Так что их копии — это своеобразный памятник газификации Петербурга.
Смоленское лютеранское кладбище
Могила Чинизелли на Смоленском Лютеранском кладбище
Гаэтано Чинизелли Петербург обязан первым в России каменным цирком, где давали потрясающее по своей зрелищности и мастерству представления. Зрители всех сословий платили за это не только деньгами, но и любовью. Когда Чинизелли скончался в 1881 году, перед его гробом несли 9 подушек с орденами. Могила его была пышной, но спустя 130 лет и бюст, и надгробие превратились почти в руины. В 2015 году памятник на свои деньги восстановила дрессировщица Карина Богдасарова.
18-я линия Васильевского острова, 17/63
Дореволюционные ворота со львами (Арка с Большого проспекта)
К середине XIX века большая часть Васильевского острова была застроена доходными домами — четырехэтажными, одинаково элегантными. Один из них, на 18 линии Васильевского острова, принадлежал купцу Эрнсту Мюллеру, сын которого стал известным в городе гравером и иллюстратором. Облик дома сохранился практически до наших дней — в частности, деревянные ворота с резными львиными мордами на них. Вид у львов довольно грозный, но теперь они ничего не сторожат: ворота в арку всегда открыты.
ул. Жуковского, д. 6
Дворик с мозаиками и росписями на улице Жуковского
Это место называется еще Дворик искусств, и пройти мимо него сложно: в арке с улицы видна голова Черномора, нарисованная на стене дома. Если войти во двор, можно обнаружить еще много чего любопытного: деревянные скульптуры, мозаику, картины — и все они изображают героев сказок Александра Пушкина.
ул. Стремянная, д. 11
Латунная фурнитура и двери дома Бубыря
Этот шедевр Северного модерна запоминается навсегда даже на фоне архитектурного разнообразия Петербурга. Алексей Бубырь проектировал внутреннее наполнение здания, его друг Николай Васильев — декоративные элементы. Так что латунными изображениями разных сущностей на фасаде мы обязаны именно Васильеву. Их можно разглядывать долго — как и двери необычной формы, сохранившиеся в неприкосновенности с момента постройки дома в 1907 году.
ул. Малая Морская, д. 11
Работы «Ульяна рисовала» на доме Шретера
Ульяна Полоз — художница, которая восемь лет украшает Петербург репродукциями известных картин. Она печатает копии картин на принтере, используя жесткую бумагу или пленку, потом наклеивает украшение на неухоженные дома и витрины Петербурга, превращая сами их в произведение искусства.

Партнёры проекта